Уважаемые родители, ваш ребёнок
идёт во 2 класс. Хотелось рассказать об особенностях детей-второклассников, дать Вам некоторые
советы. Надеюсь, что в данной статье каждый найдёт для себя что-то полезное.
Возрастные
особенности второклассников.
Познавательные процессы:
Во 2-ом классе продолжается развитие основных характеристик познавательных процессов:
Во 2-ом классе продолжается развитие основных характеристик познавательных процессов:
·
восприятия,
·
внимания,
·
памяти,
·
воображения,
·
мышления,
·
речи.
У второклассников, как и у первоклассника, над всеми психическими
процессами доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Начинается
развитие словесно-логического и образного мышления.
Рекомендация:
объясняйте ваши мысли наглядно, на конкретных примерах. Например, ученик
быстрее поймет задачу, если будет решать ее с помощью вкусных яблок.
Необходимо развивать словесно-логическое мышление - сделать это можно с помощью дополнительных вопросов "почему?", "зачем?" и т.д.
Ведущий вид деятельности:
До второго класса основным механизмом познания окружающего мира у ребенка была игра. Во втором классе таким механизмом становится учебная деятельность. Но ребенок все еще любит развивающие игры.
Рекомендация:
Необходимо развивать словесно-логическое мышление - сделать это можно с помощью дополнительных вопросов "почему?", "зачем?" и т.д.
Ведущий вид деятельности:
До второго класса основным механизмом познания окружающего мира у ребенка была игра. Во втором классе таким механизмом становится учебная деятельность. Но ребенок все еще любит развивающие игры.
Рекомендация:
наблюдая за тем, когда ученик играет с детьми или с вами, вы можете
определить уровень его личностного развития.
Социальная ситуация развития:
второклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и начинает приспосабливаться к системе требований сверстников при общении с ними.
Рекомендация:
Социальная ситуация развития:
второклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и начинает приспосабливаться к системе требований сверстников при общении с ними.
Рекомендация:
хвалите ученика почаще: и при встрече из школы, и после выполнения
уроков. Только успех порождает новый успех. А для этого ребенок должен верить в
свои силы, знать, что я самоценен.
Мотивация:
во втором классе у ребенка продолжается формирование мотивации к школе.
Мотивация к школе бывает:
· Негативная. Ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости.
· Формальная. Ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя.
· Содержательная. Ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны.
Новообразование:
У второклассника продолжается закрепление внутренней позиции. Ребенок обучается самостоятельному контролю, а затем и оценке собственной деятельности.
Рекомендация:
Мотивация:
во втором классе у ребенка продолжается формирование мотивации к школе.
Мотивация к школе бывает:
· Негативная. Ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости.
· Формальная. Ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя.
· Содержательная. Ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны.
Новообразование:
У второклассника продолжается закрепление внутренней позиции. Ребенок обучается самостоятельному контролю, а затем и оценке собственной деятельности.
Рекомендация:
обсуждая прошедший день, подведите итоги вопросом: «Ты доволен собой?»
Если ученик себя переоценивает, то обратите внимание на его неудачи. И объясните, как их можно избежать.
Если ученик себя недооценил, просто за что-нибудь похвалите его.
Так он научится правильно себя оценивать.
Общение:
Круг общения второклассника зависит от оценки взрослых: учителя, родителей. Ребенок общается с теми, кого взрослые одобряют.
Если ученик себя переоценивает, то обратите внимание на его неудачи. И объясните, как их можно избежать.
Если ученик себя недооценил, просто за что-нибудь похвалите его.
Так он научится правильно себя оценивать.
Общение:
Круг общения второклассника зависит от оценки взрослых: учителя, родителей. Ребенок общается с теми, кого взрослые одобряют.
Рекомендация:
не говорите при ученике негативно о его одноклассниках и их родителях.
Ваша отрицательная оценка может стать причиной появления в классе изгоя.
Подведем итоги:
Подведем итоги:
·
В это время происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок,
побуждаемый взрослыми, начинает учиться оценивать причины своих достижений и
неудач, т.е. развивать познавательную рефлексию. Присутствует острое желание
быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Поэтому
у некоторых детей появляется тенденция к снижению самооценки, например ребенок
может думать о себе так: «Я плохой, потому что я плохо пишу (читаю).» Эта
тенденция может закрепиться, если ребенок считает, что родителей очень огорчают
его неуспехи.
·
Следует иметь ввиду, что у некоторых детей возможно снижение творческих
способностей, стремления фантазировать за счет появления умения действовать по
образцу.
·
В это время активно развивается воля ребенка. Он учится сдерживать свои
непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Начинают развиваться
произвольные внимание и память. Но для длительно концентрации ребенку требуется
внешняя помощь: интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации.
Внимание зависит не только от воли ребенка, но и от его темперамента.
Устойчивость внимания снижается к концу дня, недели, учебной четверти, после
заболеваний.
·
Учитель продолжает оставаться значимой фигурой. Но появляется более
личностное отношение к нему – стремление к общению с ним на переменах,
прогулках.
·
Появляется способность дифференцировать личностные качества сверстников.
·
У некоторых второклассников может наблюдаться сильное стремление к
лидерству. Между некоторыми детьми появляется соперничество.
·
Начинает развиваться способность к сотрудничеству. В играх и учебе. Дети
учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи
взрослых. Но это им еще трудно делать.
·
Ребенок начинает осознавать свою роль в семье, отношения между
родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют.
17 секретов для родителей
второклассников:
Секрет 1
Напомнить ребенку, что домашние задания нужны для отработки того, что в классе объяснял учитель, иначе в долговременную память знания не переходят
Секрет 2
Навык выполнения домашней работы без помощи и поддержки взрослого практически не формируется, таковы законы усвоения.
Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания?
Напомнить ребенку, что домашние задания нужны для отработки того, что в классе объяснял учитель, иначе в долговременную память знания не переходят
Секрет 2
Навык выполнения домашней работы без помощи и поддержки взрослого практически не формируется, таковы законы усвоения.
Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания?
·
Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка.
·
Приучите ребенка вовремя садиться за уроки.
·
Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим столом.
Своевременно устраивайте небольшие перерывы.
·
Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны.
·
Присутствуйте при подготовке ребенком домашних заданий, подбадривайте
его, объясняйте, если он что-то не понял или забыл, но не подменяйте его
деятельность своей.
Секрет 3
Если родители не контролируют и не помогают выполнять домашнее задание, то ребенок может его не делать и не записывать.
Секрет 4
Важно первоначально проверять и сопоставлять то, что ребенок записал в дневник и то, что было реально задано – дети порой не записывают часть заданий в дневник.
Секрет 5
Помогать ребенку делать домашнее задание и проверять то, что ребенок сделал. Родительская заботливость, внимание и контроль, безусловно, необходимы второкласснику, но действовать надо разумно, осторожно, не назойливо, не давая ребёнку повода переложить свои обязанности на чужие плечи.
Секрет 6
Показывать пример организованности и собранности. Для успешного обучения важно:
Если родители не контролируют и не помогают выполнять домашнее задание, то ребенок может его не делать и не записывать.
Секрет 4
Важно первоначально проверять и сопоставлять то, что ребенок записал в дневник и то, что было реально задано – дети порой не записывают часть заданий в дневник.
Секрет 5
Помогать ребенку делать домашнее задание и проверять то, что ребенок сделал. Родительская заботливость, внимание и контроль, безусловно, необходимы второкласснику, но действовать надо разумно, осторожно, не назойливо, не давая ребёнку повода переложить свои обязанности на чужие плечи.
Секрет 6
Показывать пример организованности и собранности. Для успешного обучения важно:
·
насколько хорошо дети понимают смысл слов «нельзя» и «надо»,
·
знакомо ли им чувство ответственности,
·
организованны ли они хотя бы в самом простейшем понимании этого слова.
Секрет 7
Важно воспринимать отметки как показатели учебной температуры: низкий балл усвоения материала –это сигнал к тому, что знания приболели и им нужно лечение, а не нравоучение.
Если ругать ребенка за плохо выполненную работу, то у него может появиться школьная тревожность, которая сильно влияет на успешность ребенка. Даже самый умный ребенок может получить низкую отметку, если он боится, т.к. страх блокирует познавательную деятельность.
Секрет 8
Не думать, что если мама и папа хорошо учились в школе, то у них обязательно будет ребенок отличник или ударник – мы все разные.
Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.
Секрет 9
Ребенку ничем не помогут рассказы родителей о том, что они окончили школу с золотой медалью, а в ВУЗ с красным дипломом, зато тревожность могут сформировать. Если ребенок плохо учится, значит он:
Важно воспринимать отметки как показатели учебной температуры: низкий балл усвоения материала –это сигнал к тому, что знания приболели и им нужно лечение, а не нравоучение.
Если ругать ребенка за плохо выполненную работу, то у него может появиться школьная тревожность, которая сильно влияет на успешность ребенка. Даже самый умный ребенок может получить низкую отметку, если он боится, т.к. страх блокирует познавательную деятельность.
Секрет 8
Не думать, что если мама и папа хорошо учились в школе, то у них обязательно будет ребенок отличник или ударник – мы все разные.
Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.
Секрет 9
Ребенку ничем не помогут рассказы родителей о том, что они окончили школу с золотой медалью, а в ВУЗ с красным дипломом, зато тревожность могут сформировать. Если ребенок плохо учится, значит он:
·
потерял веру в свои силы и отстал в учебе.
·
боится быть спрошенным.
·
ему стыдно перед товарищами, перед учителем, перед самим собой.
·
взрослые предъявляют свои требования.
Секрет 10
Не требовать от ребенка больше, чем он может в данный момент. Что делать?
Не требовать от ребенка больше, чем он может в данный момент. Что делать?
·
установить точный диагноз. (ухудшение самочувствия, проблемы в семье и
т.д.).
·
начинайте с самого малого (вселите чувство уверенности в своих силах;
пробудите начальный интерес).
·
придумывайте занимательные задания.
·
избегайте нервозности и неоправданных конфликтов.
·
следите за собой, за своей интонацией в процессе занятий с ребенком.
·
обязательно отметьте первый успех ребенка.
·
старайтесь развивать у ребенка чувство собственного достоинства.
Секрет 11
Важно самим родителям спокойно относиться к отметкам и не требовать от ребенка только пятерок или четверок – если мама очень сильно переживает из-за отметок, то и у ребенка появляется тревожность и страх не оправдать ожидания мамы.
Секрет 12
Важно учить ребенка сравнивать свои достижения с его же достижениями, но в предыдущем периоде.
Секрет 13
Обязательно хвалить за успехи, создавать ситуации успеха, отмечать малейшие продвижения.
Надо придумать искусственные стимулы в виде вознаграждений, которые можно давать регулярно при небольших положительных сдвигах в учебе и поведении.
Необходима психологическая поддержка семьи. Соприсутствие заинтересованных лиц - важнейший стимул успешности работы ребенка в школе и дома.
Учебная деятельность являeтcя совместной, распределенной - от взрослого (учителя, родителя) исходят цели и стимулирование, а от школьников – активность по их достижению.
Секрет 14
Никогда не сравнивать достижения ребенка с другими детьми !!!
Важно самим родителям спокойно относиться к отметкам и не требовать от ребенка только пятерок или четверок – если мама очень сильно переживает из-за отметок, то и у ребенка появляется тревожность и страх не оправдать ожидания мамы.
Секрет 12
Важно учить ребенка сравнивать свои достижения с его же достижениями, но в предыдущем периоде.
Секрет 13
Обязательно хвалить за успехи, создавать ситуации успеха, отмечать малейшие продвижения.
Надо придумать искусственные стимулы в виде вознаграждений, которые можно давать регулярно при небольших положительных сдвигах в учебе и поведении.
Необходима психологическая поддержка семьи. Соприсутствие заинтересованных лиц - важнейший стимул успешности работы ребенка в школе и дома.
Учебная деятельность являeтcя совместной, распределенной - от взрослого (учителя, родителя) исходят цели и стимулирование, а от школьников – активность по их достижению.
Секрет 14
Никогда не сравнивать достижения ребенка с другими детьми !!!
Секрет 15
Ребенок должен видеть, что ошибаться –это нормально, что ошибаются и мамы, и папы и бабушки и дедушки.
Секрет 16
Дети часто воспринимают отметку за работу, как отметку собственной личности, поэтому надо быть предельно тактичным в общении с ребенком и учить разделять: «Я хороший, но в работе я сделал 20 ошибок и поэтому получил 2»
Секрет 17
Ребенок должен видеть, что ошибаться –это нормально, что ошибаются и мамы, и папы и бабушки и дедушки.
Секрет 16
Дети часто воспринимают отметку за работу, как отметку собственной личности, поэтому надо быть предельно тактичным в общении с ребенком и учить разделять: «Я хороший, но в работе я сделал 20 ошибок и поэтому получил 2»
Секрет 17
·
Важно ребенка настраивать на то, что если верить в успех и стараться, то
все обязательно получится. Сделать первый шаг по воспитанию самостоятельности
поможет следующий простой прием:
·
составление расписания выполнения домашних заданий.
·
письменные уроки нужно чередовать с устными.
·
желательно задание выполнять в тот день, когда его задали, чтобы не
забыть пройденное на уроке.
·
задания по чтению (пересказ) и иностранный язык нужно повторить несколько
раз
·
распределить заданные уроки равномерно по дням недели, чтобы не было «то
густо, то пусто».
Комментариев нет:
Отправить комментарий